Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии. Объединенные в группу по одному единственному признаку - отличию от " нормального" , повседневного состояния сознания - определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователей различных специальностей.
По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушения сна - симптомом большого числа самых разнообразных заболеваний.
Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека.Однако, до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразные методологический подход, который, с одной стороны, рассматривает его (сознание) как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой - изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом. При этом большинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) на сознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишь констатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человека на две составляющие и ииследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге к некоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имея психологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствие между ними человека.
Современные представления о месте и роли измененных состояний сознания в жизни и деятельности человека.
Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более двух десятилетий назад. В 7О-ых годах были заново открыты и вошли в широкую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 году вышла в свет книга Леонарда Орра и Сандры Рей " Возрождение в Новом Веке" , в которой рассказывалось о применении в психотерапии и самопознании техники " возрождения" (ребефинг), основанной на каталитическом действии интенсивного дыхания в процессе интеграции сознания.
Это был первый шаг: физиологический процесс дыхания изменяет состояние сознания, переводя его на качественно новый уровень - интеграции, и интегрированное сознание перестраивает тело, восстанавливая нарушенные функции, достигая состояния целостности человеческой личности как таковой, и человека и Мира.
Однако, ребефинг был и остается психотехникой, то есть практической методикой, нацеленной на конкретный результат, а не философской концепцией, объясняющей Мир.
Работами Джима Леонарда и Фила Лаута ребефинг был оформлен в стройную психотехническую систему со своей " философией для внутреннего использования" , философией принятия и трансформации в радость; но эти же авторы однозначно заявляют: ребефинг не есть лечение, религия, психология, медицина, гипноз или что-либо иное, примыкающее к ним; но это и не их замена. Ребефинг - это современный совершенный метод самопомощи, дающий человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмоциях. Он дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности и улучшить состояние здоровья.
Известный трансперсональный психолог и психотерапевт, С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-ых годов он применял интенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, т.е. форсированного выдоха) для освобождения эмоциональных напряжений, вскрывшихся, но не нашедших разрешения в сеансе психоделической терапии. Вскоре после введения окончательного запрета на применение психоделиков в психотерапии Гроф обнаружил,что интенсивное дыхание в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой участников может вызывать переживания эффекты, аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии.
Работая в этом направлении, С.Гроф и его сотрудники создали уникальную психотерапевтическую методику, названную ими холотропной терапией (холономической интеграцией). Термин " холотропный" означает " направленный на восстановление целостности" .
Основная философская предпосылка такой стратегии строитс на том, что каждый человек нашей культуры функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и такое обеднение происходит потому, что индивидум идентифицирует себя только с одним из аспектов своего бытия, физического тела и эго. Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности нездоровому и неполному, обедненному образу жизни, способству развитию эмоциональных и психосоматических расстройств психогенного характера.Развитие симптомов дистресса, не имеющих органического происхождения, можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только " не работает" , но уже и несостоятелен. Это может сказываться на некоторых определенных областях жизни, таких как брак и секс, профессиональная деятельность, различного рода стремления и цели, или же может быть проявлено одновременно во всех областях жизни, оказывая свое разрушительное воздействие.Продолжительность и глубина такого срыва вполне соотносятс (коррелируют) с развитием психотических явлений. Возникающая в результате стуация оказывается кризисной или даже критической, но и одновременно очень плодотворной, таящей большие возможности.
Обнажившиеся симптомы отражают попытку организма освободиться от застарелых стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию. В то же время все эти проявления по смуществу характеризуют процесс выявления истинной личности и той размерности бытия, которая соразмеряет человека со всем многообразием существования. Если условия благоприятны, этот процесс имеет радикальный результат - разрешение проблем, психосоматическое исцеление и эволюцию сознания, и следовательно, его можно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной, оздоровительной деятельностью организма, которую следует всячески поощрять и поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии является основным кредо холотропной терапии.
Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении Энергии, " застрявшей" в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенной в поток опыта (переживаний). Холотропная терапия способствует активизации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие , что вызывает неординарные состояния сознания. Ее главное кредо состоит в признании потенциала бнеобычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия испоьзует методы активизации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этом процессе.
Основная стратегия холотропной терапии сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела. На многих примерах подтверждается правота наблюдений Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация - автономная функция, но и на нее можно оказывать волевое влияние; учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного). Однако, в большинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточно драматические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосоматических проявлений. Здесь уместно кратко остановиться на тех ошибочных представлениях о гипервентиляции, которые укоренились в медицинской модели Запада. В учебниках по физиологии дыхания так называемый " синдром гипервентиляции" описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. Сюда прежде всего относится знаменитый " кариопедальный спазм" - непроизвольное подергивание рук и ног.
Симптомы " синдрома гипервентиляции" обычно рассматриваются в патологическом контексте и объясняются на языке биохимических изменений в составе крови, таких как увеличение щелочности и понижение ионизации кальция.
Обычно при появлении признаков гипервентиляции начинают давать транквилизаторы, делать внутривенные вливания кальция, накладывать на лицо бумажный пакт, чтобы предотвратить снижение содержания углекислого газа в альвеолярном воздухе.
Исходя из результатов и течения сеансов холотропной терапии, такое понимание гипервентиляции неверно. Существует множество людей, у которых не развивается классический " синдром гипервентиляции" даже после продолжительных сеансов; наоборот, они испытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства и даже мистические переживания. У некоторых из них появляютс напряжения в различных частях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от кариопедального спазма. Более того, продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопастовим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихс холотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило, понижается. Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двум способами. Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивания, драматические телодвижения, кашель, перехваты дыхания, рвотные позывы, крики и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы. Этот механизм хорошо известен в традиционной психиатрии из работ Зигмунда Фрейда и Джозефа Бройера, посвященных исследованию истерии.
Второй механизм - принцип сравнительно новый в психиатрии и психотерапии и, как представляется, гораздо более эффективный и интересный, чем первый. В этом случае глубокие напряжения проявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов. Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.
Типичный результат холотропного сеанса - глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исклюяительно мощным и действенным методом снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать как попытку самолечения. Из этого следует, что спонтанную гипервентилицию надо всячески поддерживать, а не подавлять.
Характер и течение холотропного процесса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются от сеанса к сеансу. Физические проявления включают, кроме мышечного напряжения, головные боли и боли в разных участках тела, перехватывания дыхания6 удушье, тошноту и рвоту, повышенное слюноотделение, потливость, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.
Все это свидетельствует о том, что изменение состояния сознания в процессе холотропной сессии под влиянием гипервентиляции сопровождается разнообразными изменениями физического состояния человека. Станиславом Грофом разработана захватывающе красивая и вместе с тем убедительно строгая концепция, связывающая все многообразие наблюдаемых феноменов и целительных эффектов в единую картину Мира, бросающую вызов господствующей научной парадигме. Детальное изложение научно-философской теории С.Грофа выходит за рамки данного обзора, однако в контексте обсуждаемых проблем хотелось бы отметить некоторые ее положения.
Наблюдения, полученные в процессе практической работы, подтверждают идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом: психика располагает могущественным потенциалом самооздоравления, а источником автономеых целительных сил является коллективное бессознательное. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. По Грофу это взаимодействие реализуется через включение программы " внутренний хиллер" . К сожелению это понятие остается у него чисто философски-аллегорическим, лишенным структурного субстрата и физиологического содержания.
Следующими важными и взаимосвязанными концепциями являются действующая голографическая модель человеческой психики, имеющая расширенную картографию, включающую в себя, кроме биографического, еще перинатальный и трансперсональный уровни. Причем, если едея перинатального уровня психики и догадки о его роли принадлежат Отто РАнку, то трансперсональный уровень, содержание которого не связано с биографическими рамками и событиями жизни данной личности, вкючен в модель именно Грофом. Он же развил идеи Ранка, сформулировав концепцию базальных перинатальных матриц (БПМ), с патологической активацией которых связано наличие у человека тех или иных заболеваний и состояний, а коррекция этой активации приводит к исцелению.
И наконец, многие наблюдения из практики холотропной и психоделической терапии, совершенно не совместимые с ньютоно-картезианской парадигмой западной науки и представляющие собой серьезный вызов механистической модели Мира, привели С.Грофа к мысли, что уже нельзя рассматривать сознание как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга. С учетом последних данных сознание оказывается первичным атрибутом бытия и вплетено в саму материю феноменологического мира. Психика Человека - не итог биографических событий его жизни, но проявление, соразмерное всему универсуму и всему бытию.
Идеи Грофа послужили мощным катализатором исследовательской мысли во многих странах мира, в т.ч. в Россиии. Так, группа московских ребеферов, опираясь на работы С.Грофа и глубокое изучение мировых духовных традиций, создала психотехническую дыхательную методику, названную психосинтезом. В руководстве по применению методики психосинтеза в психотерапии различных психических и психосоматических расстройств одтн из создателей метода - В.Майковподробно рассматривает связь дыхания и сознания на серьезно мифологическом и этнологическоп материале. Обращает на себя внимание тот факт, что слова " дыхание" и " дух" - синоним жизни, однокоренные в подавляющем большинстве мировых языков и наречий. Эта повсеместно наблюдаемая этимологическая связь между дыханием и жизнью не является случайной.По мнению современных иследователей тот факт, что разные по характеру феномены (психического и физиологического порядка) имеют глубинное этимологическое родство, отражает не просто архаичные недифферинцированные представления наших предков, но указывает на реальное психофизиологическое единство, а именно - на наличие в глубинных слоях психики определенных пересечений с дыханием как соматическим прцессом, причем пересечения эти представляют собой единые функциональные образования. Данная точка зрения может быть подкреплена следующим аргументом.
Известно, что дыхательный гомеостаз является уникальным средством регуляции гомеостаза организма в целом, ибо дыхание подчиняется двойному - соматическому и вегетативному - контролю.С общепринятой физиологической точки зрения, гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. Далее В.Майков просто цитирует Грофа, говоря о том, что гипервентиляция может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов наряду с психоделическими веществами. Причем, тот факт, что аналогичные феномены наблюдаются при действии различных по природе факторов, один из которых (гипервентиляция) является сугубо физиологическим, свидетельствует о том, что все эти феномены и эффекты не создаются психоделическим препаратом или интенсивным дыханием, а отражают свойства, присущие нашей психике. На этом экскурс философа Майкова в физиологию заканчивается.
Между тем известно, что действие ЛСД и его производных реализуется через серотонинергическую систему. ЛСД является агонистом-антагонистом серотонина (СТ). Другое психоделическое вещество - мескалин - похож на норадреналин и дофамин. При внимательном изучении эффектов, развивающихся во время психоделических и холотропных сесий, можно выделить проявления, характерные для взаимодействия с обеими моноаминеогическими медиаторными системами: гнев, агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, вины, сменяющиеся умиротворением, успокоением, чувством облегчения, приподнятым настроением. Заметим при этом, что антагонистическое действие сменяется агонистическим.
Таким образом, уже из анализа феноменологии холотропного процесса и данных специальной литературы очевидно, что наблюдаемые события существуют не сами по себе, а реализованы через хорошо известные физиологические механизмы.
Авторский подход к дыхательной психотехнике
Современная холотропная терапия представляет собой большой набор методических версий. Строго говоря, каждый терапевт вырабатывает свой подход в соответствии со своими возможностями и потребностями конкретного пациента.
Я работаю по индивидуальной методике, включающей в себя элементы ребефинга, пневмосинтеза и пневмокатарсиса.
Основными компонентами этой методики являются связное дыхание, максимально возможное расслабление, тотальное внимание, смена контекста (трансформация в радость), активное доверие, индуцирующая музыка, напрвленная работа с телом и рисование мандалы.
При работе по данной версии музыка и рисование мандалы не являются обязательными.
Связное дыхание представляет собой дыхание открытым ртом без пауз между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом.
Оно включает в себя два типа. Первый тип соответствует гипервентиляции и условно разделен на два класса. Первый класс - глубокое учащенное дыхание с активным, несколько форсированным вдохом и пассивным расслабленным выдохом. Это основной индуктор измененного состояния сознания. Второй класс - менее глубокое, но все же глубже, чем обычно, дыхание со значительно большей частотой. Это основной инструмент интеграции в измененном состоянии сознания.
Второй тип дыхания качественной отличается от первого: он не является гипервентиляцией. В нем тоже можно выделить два класса.
Третий класс, или " собачка" - очень поверхностное и очень частое дыхание. Технически оно осуществляется двумя способами, в зависимости от физиологических особенностей дыхания пациента: либо верхней частью грудной клетки, либо диафрагмой. Частота " собачьего" дыхания лимитирована только порогом импульсной активности дыхательного центра - 50 импульсов в минуту.
Четвертый класс - так называемое " инжекционное" дыхание, как и остановка (задержка на длительное время) не допускаются.
Первый и второй класс дыхания в ходе холотропной терапии доводятся до уровня автоматизма, когда поддержание дыхания в необходимом режиме уже не требует сознательного контроля.В таком автоматическом связном дыхании заложена система обратной биологической связи: без участия сознания дыхание само подстраивается под конкретную терапевтическую ситуацию.
Четвертый класс дыхания возникает в ходе сесси спонтанно и допустим только в одной единственной ситуации: когда дыхание автоматически подавляется, чтобы не мешать глубинному потоку личностно очень значимых переживаний.
Третий класс является искусственным техническим приемом, своего рода " спасательным кругом" , позволяющим быстро выйти из потока переживаний, ставших чрезмерно интенсивными и травмирующими. Этому приему специально обучают пациентов, однако применяется он невсегда.
Такая работа с дыханием обеспечивает постепенный вход в измененное состояние сознания, управление им и плавный мягкий выход.
Максимально возможное расслабление тела предшествует дыхательной сессии и поддерживается на всем ее протяжении. От качества расслабления во многом зависит качество процесса. Навыки расслабления совершенствуются в течение всего холотропного курса.
Тотальное внимание является важнейшим элементом дыхательной психотехники.
Хочу сразу подчеркнуть, что измененное состояние сознания, возникающее в дыхательной сессии, не является гипнотическим. Оно не создается воздействием извне, а является результатом самостоятельных действий пациета, находящихся под постоянным контролем его сознания. Это состояние повышенного бодрствования, предельной концентрации внимания на переживаниях внутреннего плана. Пациенту предлагается сосредоточиться на ощущениях, возникающих в его теле, не оценивая, отследить свою реакцию на них, а дальше неотступно наблюдать за их изменениями. По сути, тотальное внимание - это интроекция, но интроекция активная. В отличие от Грофа, я предлагаю пациентам не только наблюдать и осознавать свои переживания, но и творчески работать с ними.
Эта творческая работа обозначается как смена контекста, или трансформация в радость. Задача: преобразовать любое переживание в радостное и получить, кроме пользы, еще и удовольствие от процесса. Для этого существует шутливая инструкция под названием " девяносто способов перевода любого отрицательного контекста в положительный" , однако пациенты, прекрасно справляются с этой задачей без всяких инструкций, обнаруживая в самих себе совершенно неожиданные радующие способности. В рамках этого принципа я допускаю применение различных способов отреагирования, всячески поощряя их, а часто побуждая пациентов к этому. Все неосознанное может бытьосознано, непроявленное - проявлено, непережитое - пережито; ощущение полноты и радости бытия может стать всеобъемлющим.
Активное доверие является, в первую очередь, доверием к себе. Все происходящее не оценивается и не критикуется, а принимается как должное, так как все правильно, если дыхание является связным, расслабление - максимальным, а внимание - тотальным. Доверие к методике формируется на основе разъяснения ее безопасности и возрастает в ходе процесса, по мере накопления результатов.
Доверие к терапевту основано на информации о его компетентности и добросовестности. В дальнейшем это доверие многократно увеличивается в силу того, что отношения между терапевтом и пациентом в холотропном процессе подобны отношениям Учителя и ученика в духовной практике.
Перечисленные пять элементов составляют методику ребефинга.
Инициирующая музыка в качестве мощного стимулятора психики, облегчающего вход в измененное состояние сознания, предложена Грофом.Это специально отобранные и скомпанованные фрагменты различных музыкальных произведений, фольклорные записи , а также так называемый " белый шум" , воспроизводимые на стереофонической аппаратуре высокой чистоты звучания.
Напрвленная работа с телом представляет собой специальные приемы снятия остаточных или чрезмерно сильных напряжений и болевых ощущений. Техника разработана С.Грофом и применяется им только в конце сеанса. Я работаю с телом в течение всей сессии для усиления возникших ощущений и углубления измененного состояния сознания, для облегчения отреагирования и для завершения процесса.
Рисование мандалы является очень глубинным, эффективным и красивым приемом завершения интеграции. Работа с мандалой предложена Джоан Келлог, специалистом по арт-терапии, в рамках участия в создании программыхолотропной терапии совместно с супругами Гроф.
Психотерапевтический сеанс выглядит следующим образом. Вводная беседа содержит вопросы и ответы, направленные на уточнение и интеграцию выявленных ситуаций, а также может включать в себя применение любых методов вербальной психотерапии. Затем пациент ложится на подстилку на спину, закрывает глаза и расслабляется.
Терапевт проводит с ним вводную напрвленную медитацию, углубляющую расслабление и усиливающую концентрацию на внутреннем плане.
После медитации начинается собственно дыхательная сессия. Сессия завершается заключительной медитацией, облегчающей выход из измененного состояния сознания, и отчетом пациента, направленным на достижение интеграции. Вербальный контакт между пациентом и терапевтом во время сессии ограничен. Средняя продолжительность сеанса 4-5 часов.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Гроф С. За пределами мозга. М.: Центр " Соцветие" , 1992.
2. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН РАН, 1993.
3. Гроф С. Путешествие в поисках себя (приключения самопознания).
М.: Издательство Трансперсонального института, 1994.
4. Майков В.В., Петрова В.П. Пневмосинтез: путь к интеграции.
М.: 1989.
5. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. ТФ " ИКАМ" . С.-Петербург, 1993.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: " Прогресс" , 1990.
7. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Издательство Московского Университета, 1992.
www.e-puzzle.ru
На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://e-puzzle.ru/
Спасибо
Вы можете перейти на главную страницу электронной библиотеки